Методическая разработка учителя высшей категории МОУ СОШ №3 г. Тихорецка Седушкиной Т.В. ПЛАН УРОКА
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ
Цель - дать представление о многообразии мира профессий и его классификации, определить уровень информированности учащихся о мире профессий.
1. Выбор профессии – сложная и ответственная задача.
2. Процесс выбора профессии.
3. Основные правила выбора профессии:
3.1. Изучи как можно больше профессий (читай литературу о профессиях, встречайся с представителями различных профессий, изучи профессиограммы профессий, соверши экскурсии на производство и т.д.).
3.2. Изучи самого себя (интересы, склонности, увлечения, способности, состояние здоровья, особенности психики и т.д.).
3.3. Выбери для себя профессию, изучи её подробно, посоветуйся с учителями, врачами, родителями, специалистами, получи консультацию в кабинете профориентации.
3.4. Найди возможность практически попробовать свои силы в избранной профессии (выполнение трудовых операций по профессии, участие в работе профессиональных кружков, клубов, объединений и т.д.
3.5. Сравни свои знания о профессии с результатами практического знакомства с ней, сделай окончательный выбор.
3.6. Выбрал профессию – будь настойчив в достижении цели.
4. Тест «Карта интересов».
5. Классификация профессий. Каждый вид труда человека включает в себя: предмет труда. Цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обуславливают эти требования. В соответствии с этими признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. В профориентации широко используют классификацию профессора Е.А. Климова.
5.1. Группы профессии
5.1.1. Б – труд в бытовых условиях (бухгалтер, учитель и др.).
5.1.2. О – труд на открытом воздухе (строитель, полевод и др.).
5.1.3. Н – труд в необычных условиях (шахтёр, водолаз и др.).
5.1.4. М – труд с повышенной моральной ответственностью ( врач, инспектор милиции и др.).
5.2. Отделы профессии
5.2.1. Р – ручной труд (слесарь, столяр и др.).
5.2.2. М – профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением (токарь, тракторист и др.).
5.2.3. Д – профессии, связанные с использованием автоматов (оператор, аппаратчик и др.).
5.2.4. Ф – профессии, связанные с использованием функциональных средств человека (актёр, акробат и др.).
5.3. Классы профессии
5.3.1. Г – гностические (контроллёр, ветврач и др.).
5.3.2. П – преобразующие (фрезеровщик, резчик по камню и др.).
5.3.3. И – изыскательные (раскройщик, разметчик и др.).
5.4. Типы профессии
5.4.1. П – «человек – природа» (агроном, ветврач и др.).
5.4.2. Т – «человек – техника» (крановщик, машинист электровоза и др.).
5.4.3. Ч – «человек – человек» (парикмахер, продавец и др.).
5.4.4. З - «человек – знаковые системы» (телеграфист, программист и др.).
5.4.5. Х – «человек – художественный образ» (писатель, художник и др.).
6. Человек-техника. Особенность технических объектов в том, что они, как правило измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Техника как предмет труда представляет возможности для новаторства, выдумку. Техническая фантазия, способность мысленно разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области.
7. Человек-знак. Мы встречаемся со знаками чаще, чем обычно представляем себе. Это цифры, коды, условные знаки, естественные или искусственные языки, чертежи, таблицы, формулы. В любом случае человек воспринимает знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой – представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно работать по какой-нибудь профессии данного типа необходимо уметь мысленно погружаться в мир, казалось бы сухих обозначений. Особые требования профессии данного типа предъявляют к вниманию.
8. Человек-природа. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная, связанная с познанием её законов и применением их. Одно дело любить животных и растения, играть с ними и радоваться им. И совсем другое – регулярно наблюдать, лечить выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Специалист должен всё знать о живых организмах, прогнозировать возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность. Человек, работающий в сфере «человек-природа», должен быть спокойным и уравновешенным. Иначе он передаст свое состояние клиентам. Впрочем, работа, связанная с природой, сама служит средством нормализации состояния человека. Она успокаивает, вносит в душу гармонию, служит источником вдохновения для людей творческих.
9. Человек-искусство. Важнейшие требования, который предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельности человека – талант и трудолюбие. Только профессиональный художник может оценить, есть ли у Вас талант живописца или графика. Настоящий музыкант или композитор определит, стоит ли Вам петь или писать музыку, или лучше направить свои усилия в другое русло. Ужас редакторов газет и журналов – графоман, человек, испытывающий маниакальную страсть к писательству при полном отсутствии таланта. Но в искусстве бывают исключения. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять своё время. Поэтому очень часто слава и признание приходят к творцам только после их смерти. Моцарт, как известно, умер в нищете и был похоронен в общей могиле. Ван Гог, который нигде не учился живописи, начал писать картины на закате своей недолгой жизни. Занятия живописью не спасли его от бедности. Сейчас его картины «уходят» на аукционах за миллионы долларов. Почему среди поэтов, музыкантов и художников так много меланхоликов? «Составляющие» этого темперамента – склонность к одиночеству.
10. Человек-человек. Даже выбирая профессию не связанную непосредственно с общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и контактность. Главное содержание труда в профессиях типа «человек-человек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится работа. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека; быстро понимать намерения, помыслы. Настроение людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память (держать в уме имена и способности многих людей); умение находить общий язык с различными людьми; терпение.
11. Классификация по Пряжниковой.
11.1. Цели труда.
11.1.1. Оценивать, проверять.
11.1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
11.1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
11.1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
11.1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
11.1.6. Создавать произведения искусства.
11.1.7. Руководить людьми.
11.1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.
11.2. Предмет труда.
11.2.1. Человек.
11.2.2. Информация.
11.2.3. Финансы.
11.2.4. Техника.
11.2.5. Искусство.
11.2.6. Животные и растения.
11.2.7. Изделия и продукты.
11.2.8. Природные ресурсы.
11.3. Средства труда.
11.3.1. Ручные.
11.3.2. Механические.
11.3.3. Автоматические.
11.3.4. Компьютерные.
11.3.5. Мышление.
11.3.6. Голос, мимика, пантомимика.
11.3.7. Физические возможности организма.
11.3.8. Органы чувств.
11.4. Условия труда.
11.4.1. Бытовой микроклимат.
11.4.2. Помещения с большим числом людей.
11.4.3. Разъезды и командировки.
11.4.4. Открытый воздух.
11.4.5. Экстремальные условия.
11.4.6. Работа на дому.
11.4.7. Особые условия.
11.4.8. Повышенная ответственность.
11.5. Результаты
11.5.1. Если Вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.
11.5.2. Если Вы ещё не выбрали профессию – попробуйте смоделировать её по выбранным признакам.
12. Заключение. Выводы.
Дополнительные материалы:
Презентация к уроку (Для просмотра презентации необходимо наличие установленного пакета Microsoft Power Point 2007 или выше) |